Вы здесь

Компетенции государственного гражданского служащего как исследовательская проблема

Идея компетенций повсеместно завоевывает популярность. Это связано с несколькими особенностями, характеризующими как саму идею, так и время, в которое она появилась. Парадигма компетенций, прежде всего, позволила вывести вопросы оценки и развития профессиональной деятельности специалистов разных областей из области психологии труда в область менеджмента, представляющего собой не столько строгую академическую науку, сколько область социальной практики. Это позволило соединить в единую систему такие различные подходы к оценке профессиональной деятельности как организационно-технологический (позволяющий оценить адекватность выделения отдельных операций и уровень их технической оснащенности), общепсихологический (связанный с оценкой индивидуальных характеристик работника), профессионально-деятельностный (определяющий систему требований к профессиям и должностям), организационно-экономический (оценивающий вклад бизнес-единиц в общую эффективность компании). Про компетенции стали говорить все: педагоги, психологи, социологи, экономисты – фактически все представители гуманитарного знания так или иначе включаются в обсуждении этой темы, находя в ней собственный интерес и предмет исследования.

Читать далее ↓

В то же время дискуссия, которая разгорелась вокруг этой проблемы, не утихает, несмотря на двадцатилетнюю историю. Прежде всего, в ней речь идет о содержании как самого понятия «компетенция», так и близких ей понятий. В этой связи интересен обзор, представленный в 2005 году Д.Ф.О. ле Дестом и Дж.Уинтертоном, и динамическая концепция компетенций Т.Коккерилла, развивающая идею многомерности как самого понятия «компетенция», так и его содержания. Применительно к анализу деятельности государственных гражданских служащих идея компетенции также не нова. Наибольшее развитие она получила в Великобритании, особенно после того, как вышел фундаментальный труд Дж.Равена. Британская система государственной службы взяла на вооружение компетентностный подход в том виде, в котором он развивался во всем Королевстве, а именно – как интегральную систему требований к должностям, описываемых поведенческими характеристиками. В 2003 году был утвержден комплекс PSG (Professional Skills for Government), который определяет перечень компетенций государственных служащих всех уровней – от министров до рядовых чиновников на местах. PSG является своеобразным руководством как для кадровых служб государственных органов, так и для самих государственных служащих, так как позволяет определить не только систему требований к конкретной должности, но и индивидуальный потенциал карьерного продвижения. В систему PSG включены такие кластеры компетенций как: управление другими людьми (подчиненными, персоналом), финансовый менеджмент, клиентский менеджмент, проектный менеджмент, стратегическое мышление. Особая роль принадлежит компетенциям в области работы с информацией. Сюда отнесены такие кластеры как эффективная коммуникация, информационная безопасность, анализ сведений и данных, IT компетентность. В дополнение к моделям компетенций в 2006 году был утвержден Кодекс гражданской службы Великобритании, определивший в качестве основных ценностей деятельности чиновников всех уровней целостность, честность, объективность и беспристрастность, что позволяет ввести в модель компетенций еще одно - аксиологическое - измерение.

Пример Великобритании, конечно, не является единственным. Активно развивается компетентностный подход в системе государственной службы США, Канады, Нидерландов. Можно встретить развитие идеи компетенций государственных служащих и в иных странах, в частности – в Йемене. Применение идеи компетенций связано, прежде всего, с решением очень сложной задачи – оценкой эффективности деятельности государственных (гражданских) служащих, в частности, в связи с необходимостью построения адекватной компенсационной системы. Именно поиск критериев эффективности и заставляет системы государственной службы разных стран формировать собственные модели компетенций и создавать специальный инструментарий и технологии их оценки.
В системе государственной службы существует еще одна специфическая проблема в использовании компетентностного подхода. Дело в том, что термин «компетенции» широко применяется во всех официальных документах, регламентирующих деятельность не только сотрудников соответствующих учреждений (ведомств), но и самих учреждений и органов власти.
Именно в системе государственной службы происходит интерференция содержания понятия «компетенция», используемого в уже привычной для всех менеджерской трактовке (как требования к формам поведения и действий физического лица), и понятия «компетенция», традиционно используемого в юридической практике, и обозначающего совокупность полномочий, определяемых законодательно или нормативно, то есть – инструментами права (применительно к юридическому лицу). При рассмотрении государственного служащего как работника, исполняющего конкретную должность в органе власти, оба смысла понятия «компетенция» сливаются, что создает невероятные методологические сложности при построении системы оценки эффективности деятельности как отдельных государственных служащих, так и соответствующих учреждений (ведомств, органов власти). Фактически, говоря о компетенциях государственных служащих, одновременно мы должны говорить о полномочиях, определяемых характеристиками конкретного органа государственного управления, об обязанностях, определяемых должностной инструкцией и регламентом конкретной должностной позиции, об особенностях поведения и реализации действий, связанных с индивидуальными характеристиками сотрудника. Именно об этом пишет Клищ Н.Н., характеризуя современное состояние проблемы оценки эффективности государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Следует дополнительно отметить, что большинство государственных гражданских служащих выполняет работу, относящуюся к управленческой деятельности, так как они управляют или предоставленными им ресурсами, или процессами, или системами.
Настоящее и будущее социальных технологий. Санкт-Петербург. Изд-во СЗАГС, 2011
© Кудрявцева Е.И., Макалатия И. Н., 2011