Идея компетенций повсеместно завоевывает популярность. Это связано с несколькими особенностями, характеризующими как саму идею, так и время, в которое она появилась. Парадигма компетенций, прежде всего, позволила вывести вопросы оценки и развития профессиональной деятельности специалистов разных областей из области психологии труда в область менеджмента, представляющего собой не столько строгую академическую науку, сколько область социальной практики. Это позволило соединить в единую систему такие различные подходы к оценке профессиональной деятельности как организационно-технологический (позволяющий оценить адекватность выделения отдельных операций и уровень их технической оснащенности), общепсихологический (связанный с оценкой индивидуальных характеристик работника), профессионально-деятельностный (определяющий систему требований к профессиям и должностям), организационно-экономический (оценивающий вклад бизнес-единиц в общую эффективность компании). Про компетенции стали говорить все: педагоги, психологи, социологи, экономисты – фактически все представители гуманитарного знания так или иначе включаются в обсуждении этой темы, находя в ней собственный интерес и предмет исследования.
Читать далее ↓В то же время дискуссия, которая разгорелась вокруг этой проблемы, не утихает, несмотря на двадцатилетнюю историю. Прежде всего, в ней речь идет о содержании как самого понятия «компетенция», так и близких ей понятий. В этой связи интересен обзор, представленный в 2005 году Д.Ф.О. ле Дестом и Дж.Уинтертоном, и динамическая концепция компетенций Т.Коккерилла, развивающая идею многомерности как самого понятия «компетенция», так и его содержания. Применительно к анализу деятельности государственных гражданских служащих идея компетенции также не нова. Наибольшее развитие она получила в Великобритании, особенно после того, как вышел фундаментальный труд Дж.Равена. Британская система государственной службы взяла на вооружение компетентностный подход в том виде, в котором он развивался во всем Королевстве, а именно – как интегральную систему требований к должностям, описываемых поведенческими характеристиками. В 2003 году был утвержден комплекс PSG (Professional Skills for Government), который определяет перечень компетенций государственных служащих всех уровней – от министров до рядовых чиновников на местах. PSG является своеобразным руководством как для кадровых служб государственных органов, так и для самих государственных служащих, так как позволяет определить не только систему требований к конкретной должности, но и индивидуальный потенциал карьерного продвижения. В систему PSG включены такие кластеры компетенций как: управление другими людьми (подчиненными, персоналом), финансовый менеджмент, клиентский менеджмент, проектный менеджмент, стратегическое мышление. Особая роль принадлежит компетенциям в области работы с информацией. Сюда отнесены такие кластеры как эффективная коммуникация, информационная безопасность, анализ сведений и данных, IT компетентность. В дополнение к моделям компетенций в 2006 году был утвержден Кодекс гражданской службы Великобритании, определивший в качестве основных ценностей деятельности чиновников всех уровней целостность, честность, объективность и беспристрастность, что позволяет ввести в модель компетенций еще одно - аксиологическое - измерение.
© Кудрявцева Е.И., Макалатия И. Н., 2011