Автор:
Кудрявцева Е.И.
Журнал:
Гуманизация образования
Для библиографических ссылок:
Кудрявцева Е.И. Управленческие компетенции как предмет образования / Е.И. Кудрявцева // Гуманизация образования. — 2013. — № 5. — С. 59—63.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема управленческих компетенций. Утверждается, что особенность современного управления, отражаемая в представлениях об управленческих компетенциях, выступает как основа пересмотра технологий и направленности образовательного процесса в рамках высшего профессионального образования.
В статье рассматривается проблема управленческих компетенций. Утверждается, что особенность современного управления, отражаемая в представлениях об управленческих компетенциях, выступает как основа пересмотра технологий и направленности образовательного процесса в рамках высшего профессионального образования.
Ключевые слова:
управленческие компетенции, когнитивный менеджмент, когнитивные образовательные технологии
-----------------------------------
-----------------------------------
Managerial competencies as the education objective
Summary:
Article considers the problem managerial competencies. The text states that a feature of modern management, reflected in the views of managerial competencies, serves as the basis for the revision of technology and the focus of the educational process in higher education.
Читать далее ↓
Article considers the problem managerial competencies. The text states that a feature of modern management, reflected in the views of managerial competencies, serves as the basis for the revision of technology and the focus of the educational process in higher education.
Актуальное высшее образование должно быть ориентировано не только на особенности профиля подготовки, но и на характеристики современных профессий, границы которых оказываются все более размытыми. Особую проблему составляет управленческое образование, разделенное на два уровня – профессиональная подготовка специалистов в области управленческих профессий (менеджмент, государственное и муниципальное управление) и повышение квалификации специалистов, занимающих управленческие должности (руководители подразделений, проектов). В этом разделении отчетливо проглядываются следы давнего разведения управления и менеджмента, которое теряет актуальность в современных условиях совместного (shared) и делегированного (distributed) управления. Именно поэтому и в рамках профессиональной подготовки, и в рамках повышения управленческой квалификации должны использоваться одни и те же подходы, способствующие подготовке любого профессионала к тому, чтобы он стал субъектом управленческого труда.
Современное управление может быть рассмотрено как пространство концептуального осмысления действительности. Концепции лежат в основе принимаемых решений, представления о ситуации и интерпретация действительности лежат в основании направленности не только индивидуальных, но и организационных действий. Организации, становясь интеграторами деятельности, выступают одновременно как пространства и как субъекты формирования представлений, определяющих конечный результат работы, выраженный в продуктах и форматируемый в услугах. Сегодня невозможно описывать деятельность людей в отрыве от исследования задач, решаемых организациями, в которых они работают. Вот почему в исследованиях, посвященных деятельности в современных организациях, так тесно переплетаются экономика, культурология, социальная философия, психология, педагогика – все те науки, которые внесли неоценимый вклад в формирование и развитие теории управленческих компетенций. Экономисты в основном изучают компетенции организаций, но активно исследуют управленческие компетенции именно с точки зрения поиска оснований организационной эффективности. Психологи исследуют компетенции менеджеров, определяя факторы их формирования, их интересует, в первую очередь, личностный аспект компетенций и возможности самоуправления компетенциями как собственным потенциалом. Андрогоги формируют современные программы развития компетенций, создавая новые форматы обучения взрослых людей.
Разнообразие подходов и принадлежность концепций к различным областям научного знания во многом затрудняет практическое решение задач развития организационной эффективности, которыми заняты руководители различных уровней и специалисты по управлению человеческими ресурсами. Их запрос заставляет интегрировать исследования, относящиеся к разным зонам научного интереса, и создавать общие подходы, которые невозможно атрибутировать в точности ни к одной традиционной науке. Так в работах М.А. Хьюзлида и Д. Ульриха тесно переплетается социальная философия и экономика, в исследованиях П. Друкера – экономика философия и культурология, в работах Дж.П. Ходкинсона и П. Сперроу – менеджмент и психология. Управленческим компетенциям посвящены работы исследователей, ставших классиками именно благодаря своему интересу к этой проблематике. Достаточно остановиться на нескольких именах. Среди них - Ричард Бояцис, рассказавший впервые о том, в чем заключаются компетенции менеджера, Джон Равен, открывший компетенций для государственного сектора, Адриан Фарнем, объяснивший природу и сущность некомпетентности в управлении, Стив Уидетт и Сара Холлифорд, давшие четкие указания по методологии применения идеи компетенций в оценке и развитии менеджеров. В то же время, сами авторы данных работ не раз подчеркивали, что представления о компетенциях неустойчивы, нечетки, что уже можно рассматривать не как недостаток, а как особенность соответствующей парадигмы.
Новые представления всегда свидетельствуют о коренных преобразованиях. Введение понятий «компетенция» и «компетентность» в язык управления и образования, в речь руководителя высокого уровня и рядового работника, в формальные тексты и бытовые описания показывает, что смещаются границы между некогда строго разделяемыми мирами – профессиональной подготовки и профессиональной реализации, управления и исполнения, работы и остальной жизни. Нечеткий, лишенный конкретных понятий, метафоричный язык современного менеджмента говорит о том, что представления об управлении переживают еще не до конца осмысленную метаморфозу. Она заключается в том, что управление все больше связывается не с оказанием прямого воздействия на поведение и действия других людей, а рассматривается как система организации взаимодействия, в рамках которого важно создавать общие представления, формировать единое видение, позволяющее людям, имеющим различный статус в конкретной ситуации, договариваться, приходить к единому пониманию. Именно поэтому интерес к проблемам управленческих компетенций активизируется, так как важно понять, за счет каких механизмов и инструментов в современных быстро изменяющихся условиях субъект управленческого труда решает стоящие перед ним задачи.
Тема управленческих компетенций за последние двадцать лет наполнилась огромным количеством разнообразных исследований, которые, несмотря на их академическую взвешенность и статистическую обоснованность, не полностью ответили на основные вопросы, с которых начиналась теория компетенций еще в 1970-е годы. Нет однозначного ответа на вопросы о природе компетенций, их структуре и динамике, взаимосвязях и взаимозависимостях, открытым остается вопрос о диагностике компетенций, особенно в тех случаях, когда нет возможности на основании прошлого опыта оценить то, что будет востребовано в ближайшем будущем. Чем больше мы знаем об управленческих компетенциях, тем больше вопросов возникает о том, какие реалии стоят за этим понятием.
Человеческий потенциал становится самым мощным энергоресурсом любой компании, а управление им оказывается наиболее значимым элементом менеджмента. Профессионалы все больше осознают, что они, а не только их руководители, несут ответственность за развитие организации, рост ее эффективности, динамику ее конкурентоспособности на профильном рынке. Признание этой ответственности требует создания новых технологий и инструментов управления, а представления о компетенциях позволяют сделать эти технологии наиболее демократичными. Став средоточием представлений о производительной силе, компетенции, тем не менее, остаются не до конца разгаданной загадкой менеджмента. Ответы на вопрос о том, что такое компетенции, стали самостоятельным объектом изучения. Поиск особых управленческих компетенций привел к созданию новых технологий и появлению новой, еще не до конца осмысленной социальной феноменологии, частными сторонами которой выступают такие явления как управленческое видение, организационное доверие, социальные сети. Современные условия деятельности большинства специалистов характеризуются как неопределенность, неустойчивость, непредсказуемость контекста – экономического, финансового, технологического, организационного. Для того, чтобы управлять эффективностью, необходимо создавать ориентиры для сотрудников, занимающих различные организационные позиции. Идея компетенций и служит, прежде всего, формированию нового понимания рабочей ситуации, которое может быть транслировано персоналу всех организационно-управленческих уровней. Модели управленческих компетенций позволят обнаружить, что именно для разных организаций и разных стран выступает в качестве ключевых ориентиров.
Несмотря на необходимость внесения четкости и ясности, современный язык менеджмента все больше отходит от системы строгих понятий и насыщается нестрогими, нечетко определенными конструктами. Управление действиями сотрудников сменяется управлением представлениями, и введение таких понятий как «стратегия», «видение», «миссия» сигнализирует о необходимости изменений критериев оценки деятельности, о потребности в некоем новом качестве, которое должно быть сформировано, реализовано и может быть оценено. В этой связи раскрытие «компетенций» и «компетентности» как особых конструктов позволяет обнаружить содержательные характеристики этого нового качества профессиональной деятельности. Этим качеством является ориентация на интересы другого лица, а представления о компетенциях призваны закрепить его в системе представлений профессионалов о сущности их деятельности. Традиционное рассмотрение позиции менеджера как ориентации на работу с подчиненными, использование представлений о необходимости обучать других людей и развивать их дополняется пониманием того, что воздействие распространяется по организационной сети во всех направлениях, а его скорость так высока, что позволяет совершать карьерные взлеты, характер которых отличен от карьерных маршрутов прежних десятилетий.
Большинство специалистов исходит из того, что управленческие компетенции одинаковы в разных областях управления, а различия могут быть обусловлены в большей степени уровнем должности, чем спецификой деятельности организации. Практически все (и исследователи, и сами менеджеры) понимают, что существует «барьер перехода» в ситуации, когда профильный специалист становится руководителем. Преодолевать этот барьер в большинстве случаев приходится в одиночку, в организациях далеко не всегда существуют четкие механизмы помощи начинающим руководителям, и идея компетенций должна здесь играть ведущую роль. Именно в этот момент и необходимо включение особых технологий трансформации деятельности из профессионально-направленной в управленческую.
Особенности современной управленческой деятельности, не директивной по существу, направленной на формирование общих взглядов, заставила специалистов говорить о новом формате управления и экономики в целом – когнитивном менеджменте и когнитивной экономике. Особенностями (когнитивной стороной) управления выступает применение особых технологий раскрытия индивидуальных представлений, когнитивных ограничений и когнитивных возможностей изменения взглядов на существенные для управления реалии – объекты управления, предмет управления, средства и способы управления. Именно когнитивная природа современного управления дает и новое понимание сущности управленческих компетенций, и возможность использования новых технологий для их развития.
Технологии когнитивного менеджмента, создаваемые «обучающимися предприятиями», становятся все более актуальными во всех формах, видах и направлениях обучения. И для высшего образования эти технологии могут выступить как концептуальная и технологическая основа. Эти технологии базируются на представлениях о ценностях, смыслах, призывают внимательно относиться к позиции любого участника групповой работы. Сущность этих технологий – раскрытие новой энергии, которая определяется как энергия познания, имеющая важные характеристики: добровольность создания энергетического потока, свобода выбора его направления и способа синергии.
Разнообразие когнитивных моделей и технологий, применяемых в профессиональной деятельности специалистов разных направлений, свидетельствует об одной важной тенденции, которая уже зафиксирована в популярных работах ведущих специалистов по социальной философии. Креативность становится основным источником развития и приходит на смену технологичности и функциональности. Все большую роль играет индивидуализация и уникальность человеческого опыта, формирующие особые, эмоционально окрашенные, системы экспресс-оценки и быстрых риск-решений. Образная сфера реабилитирована и оказывается столь же значимой в любой профессиональной деятельности, как и рациональные построения. Именно поэтому профессиональная лексика наполняется метафорическими терминами, а в основу технологий профессиональных решений ложатся простые модели, рождающие разнообразные ассоциации.
Активное использование технологий, применяемых в управленческой и общеорганизационной практике, таких как построение видения, оценка рисков, анализ актуального контекста и т.п., в образовательном процессе позволит решить, по меньшей мере, две задачи. Во-первых, это выступит своеобразным катализатором адаптации студентов, обучающихся по различным программам (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации), к условиям современной организационной действительности, позволит быстрее и легче ориентироваться в системе требований. Во-вторых, это позволит образовательной системе гибко реагировать на быстрые изменения профессиональной среды и создавать новые интегративные образовательные технологии, включающие в себя образование и обучение, а, значит, решать ключевые задачи формирования компетенций – как профессиональных, так и управленческих. В этой связи важно понимание сущности компетенций, представленное в работе И.А. Зимней. Она понимает компетенции как внутренние образы деятельности, раскрытие которых позволяет обнаружить степень профессионализации субъекта.
Концепция компетенций показывает, что менеджмент все менее воспринимается как самостоятельный вид деятельности или профессия. Благодаря идее компетенций все более проясняется, что менеджмент – это особый модус жизни, позволяющий создавать ее новое качество и развивать ее ценность, а менеджеры – это не особая каста профессионалов, а все люди, способные принимать ответственность за развитие ситуации в условиях неопределенности. В этом смысле «быть компетентным» и «быть менеджером» становится эквивалентами, так как и то и другое означает готовность работать с представлениями других людей, корректировать и развивать их. Идеи управленческих компетенций уже используются в органах государственной власти и управления, технологиями оценки компетенций занимаются гражданские специалисты и военнослужащие разных стран. К 2000 году в большинстве экономически развитых государств приняты соответствующие законы и разработаны механизмы оценки результатов управления именно на основании моделей компетенций. Подобная институализация идеи свидетельствует о признании ее значимости и несомненной связи с современными представлениями об эффективности деятельности.
Компетенции становятся новым именем эффективности деятельности, ее когнитивным гарантом. Компетентные сотрудники оказываются новым проявлением человеческого потенциала организации, его новой формой, требующей новых способов его измерения. Технологии управления на основе компетенций оказываются новыми инструментами социальной ориентации, развивающей внимание к другим людям как необходимую основу деятельности в любой сфере. В этом – гуманитарный пафос идеи компетенций, ее энергия, которая создает новые импульсы развития деятельности во всех профессиональных сферах.
Современное управление может быть рассмотрено как пространство концептуального осмысления действительности. Концепции лежат в основе принимаемых решений, представления о ситуации и интерпретация действительности лежат в основании направленности не только индивидуальных, но и организационных действий. Организации, становясь интеграторами деятельности, выступают одновременно как пространства и как субъекты формирования представлений, определяющих конечный результат работы, выраженный в продуктах и форматируемый в услугах. Сегодня невозможно описывать деятельность людей в отрыве от исследования задач, решаемых организациями, в которых они работают. Вот почему в исследованиях, посвященных деятельности в современных организациях, так тесно переплетаются экономика, культурология, социальная философия, психология, педагогика – все те науки, которые внесли неоценимый вклад в формирование и развитие теории управленческих компетенций. Экономисты в основном изучают компетенции организаций, но активно исследуют управленческие компетенции именно с точки зрения поиска оснований организационной эффективности. Психологи исследуют компетенции менеджеров, определяя факторы их формирования, их интересует, в первую очередь, личностный аспект компетенций и возможности самоуправления компетенциями как собственным потенциалом. Андрогоги формируют современные программы развития компетенций, создавая новые форматы обучения взрослых людей.
Разнообразие подходов и принадлежность концепций к различным областям научного знания во многом затрудняет практическое решение задач развития организационной эффективности, которыми заняты руководители различных уровней и специалисты по управлению человеческими ресурсами. Их запрос заставляет интегрировать исследования, относящиеся к разным зонам научного интереса, и создавать общие подходы, которые невозможно атрибутировать в точности ни к одной традиционной науке. Так в работах М.А. Хьюзлида и Д. Ульриха тесно переплетается социальная философия и экономика, в исследованиях П. Друкера – экономика философия и культурология, в работах Дж.П. Ходкинсона и П. Сперроу – менеджмент и психология. Управленческим компетенциям посвящены работы исследователей, ставших классиками именно благодаря своему интересу к этой проблематике. Достаточно остановиться на нескольких именах. Среди них - Ричард Бояцис, рассказавший впервые о том, в чем заключаются компетенции менеджера, Джон Равен, открывший компетенций для государственного сектора, Адриан Фарнем, объяснивший природу и сущность некомпетентности в управлении, Стив Уидетт и Сара Холлифорд, давшие четкие указания по методологии применения идеи компетенций в оценке и развитии менеджеров. В то же время, сами авторы данных работ не раз подчеркивали, что представления о компетенциях неустойчивы, нечетки, что уже можно рассматривать не как недостаток, а как особенность соответствующей парадигмы.
Новые представления всегда свидетельствуют о коренных преобразованиях. Введение понятий «компетенция» и «компетентность» в язык управления и образования, в речь руководителя высокого уровня и рядового работника, в формальные тексты и бытовые описания показывает, что смещаются границы между некогда строго разделяемыми мирами – профессиональной подготовки и профессиональной реализации, управления и исполнения, работы и остальной жизни. Нечеткий, лишенный конкретных понятий, метафоричный язык современного менеджмента говорит о том, что представления об управлении переживают еще не до конца осмысленную метаморфозу. Она заключается в том, что управление все больше связывается не с оказанием прямого воздействия на поведение и действия других людей, а рассматривается как система организации взаимодействия, в рамках которого важно создавать общие представления, формировать единое видение, позволяющее людям, имеющим различный статус в конкретной ситуации, договариваться, приходить к единому пониманию. Именно поэтому интерес к проблемам управленческих компетенций активизируется, так как важно понять, за счет каких механизмов и инструментов в современных быстро изменяющихся условиях субъект управленческого труда решает стоящие перед ним задачи.
Тема управленческих компетенций за последние двадцать лет наполнилась огромным количеством разнообразных исследований, которые, несмотря на их академическую взвешенность и статистическую обоснованность, не полностью ответили на основные вопросы, с которых начиналась теория компетенций еще в 1970-е годы. Нет однозначного ответа на вопросы о природе компетенций, их структуре и динамике, взаимосвязях и взаимозависимостях, открытым остается вопрос о диагностике компетенций, особенно в тех случаях, когда нет возможности на основании прошлого опыта оценить то, что будет востребовано в ближайшем будущем. Чем больше мы знаем об управленческих компетенциях, тем больше вопросов возникает о том, какие реалии стоят за этим понятием.
Человеческий потенциал становится самым мощным энергоресурсом любой компании, а управление им оказывается наиболее значимым элементом менеджмента. Профессионалы все больше осознают, что они, а не только их руководители, несут ответственность за развитие организации, рост ее эффективности, динамику ее конкурентоспособности на профильном рынке. Признание этой ответственности требует создания новых технологий и инструментов управления, а представления о компетенциях позволяют сделать эти технологии наиболее демократичными. Став средоточием представлений о производительной силе, компетенции, тем не менее, остаются не до конца разгаданной загадкой менеджмента. Ответы на вопрос о том, что такое компетенции, стали самостоятельным объектом изучения. Поиск особых управленческих компетенций привел к созданию новых технологий и появлению новой, еще не до конца осмысленной социальной феноменологии, частными сторонами которой выступают такие явления как управленческое видение, организационное доверие, социальные сети. Современные условия деятельности большинства специалистов характеризуются как неопределенность, неустойчивость, непредсказуемость контекста – экономического, финансового, технологического, организационного. Для того, чтобы управлять эффективностью, необходимо создавать ориентиры для сотрудников, занимающих различные организационные позиции. Идея компетенций и служит, прежде всего, формированию нового понимания рабочей ситуации, которое может быть транслировано персоналу всех организационно-управленческих уровней. Модели управленческих компетенций позволят обнаружить, что именно для разных организаций и разных стран выступает в качестве ключевых ориентиров.
Несмотря на необходимость внесения четкости и ясности, современный язык менеджмента все больше отходит от системы строгих понятий и насыщается нестрогими, нечетко определенными конструктами. Управление действиями сотрудников сменяется управлением представлениями, и введение таких понятий как «стратегия», «видение», «миссия» сигнализирует о необходимости изменений критериев оценки деятельности, о потребности в некоем новом качестве, которое должно быть сформировано, реализовано и может быть оценено. В этой связи раскрытие «компетенций» и «компетентности» как особых конструктов позволяет обнаружить содержательные характеристики этого нового качества профессиональной деятельности. Этим качеством является ориентация на интересы другого лица, а представления о компетенциях призваны закрепить его в системе представлений профессионалов о сущности их деятельности. Традиционное рассмотрение позиции менеджера как ориентации на работу с подчиненными, использование представлений о необходимости обучать других людей и развивать их дополняется пониманием того, что воздействие распространяется по организационной сети во всех направлениях, а его скорость так высока, что позволяет совершать карьерные взлеты, характер которых отличен от карьерных маршрутов прежних десятилетий.
Большинство специалистов исходит из того, что управленческие компетенции одинаковы в разных областях управления, а различия могут быть обусловлены в большей степени уровнем должности, чем спецификой деятельности организации. Практически все (и исследователи, и сами менеджеры) понимают, что существует «барьер перехода» в ситуации, когда профильный специалист становится руководителем. Преодолевать этот барьер в большинстве случаев приходится в одиночку, в организациях далеко не всегда существуют четкие механизмы помощи начинающим руководителям, и идея компетенций должна здесь играть ведущую роль. Именно в этот момент и необходимо включение особых технологий трансформации деятельности из профессионально-направленной в управленческую.
Особенности современной управленческой деятельности, не директивной по существу, направленной на формирование общих взглядов, заставила специалистов говорить о новом формате управления и экономики в целом – когнитивном менеджменте и когнитивной экономике. Особенностями (когнитивной стороной) управления выступает применение особых технологий раскрытия индивидуальных представлений, когнитивных ограничений и когнитивных возможностей изменения взглядов на существенные для управления реалии – объекты управления, предмет управления, средства и способы управления. Именно когнитивная природа современного управления дает и новое понимание сущности управленческих компетенций, и возможность использования новых технологий для их развития.
Технологии когнитивного менеджмента, создаваемые «обучающимися предприятиями», становятся все более актуальными во всех формах, видах и направлениях обучения. И для высшего образования эти технологии могут выступить как концептуальная и технологическая основа. Эти технологии базируются на представлениях о ценностях, смыслах, призывают внимательно относиться к позиции любого участника групповой работы. Сущность этих технологий – раскрытие новой энергии, которая определяется как энергия познания, имеющая важные характеристики: добровольность создания энергетического потока, свобода выбора его направления и способа синергии.
Разнообразие когнитивных моделей и технологий, применяемых в профессиональной деятельности специалистов разных направлений, свидетельствует об одной важной тенденции, которая уже зафиксирована в популярных работах ведущих специалистов по социальной философии. Креативность становится основным источником развития и приходит на смену технологичности и функциональности. Все большую роль играет индивидуализация и уникальность человеческого опыта, формирующие особые, эмоционально окрашенные, системы экспресс-оценки и быстрых риск-решений. Образная сфера реабилитирована и оказывается столь же значимой в любой профессиональной деятельности, как и рациональные построения. Именно поэтому профессиональная лексика наполняется метафорическими терминами, а в основу технологий профессиональных решений ложатся простые модели, рождающие разнообразные ассоциации.
Активное использование технологий, применяемых в управленческой и общеорганизационной практике, таких как построение видения, оценка рисков, анализ актуального контекста и т.п., в образовательном процессе позволит решить, по меньшей мере, две задачи. Во-первых, это выступит своеобразным катализатором адаптации студентов, обучающихся по различным программам (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации), к условиям современной организационной действительности, позволит быстрее и легче ориентироваться в системе требований. Во-вторых, это позволит образовательной системе гибко реагировать на быстрые изменения профессиональной среды и создавать новые интегративные образовательные технологии, включающие в себя образование и обучение, а, значит, решать ключевые задачи формирования компетенций – как профессиональных, так и управленческих. В этой связи важно понимание сущности компетенций, представленное в работе И.А. Зимней. Она понимает компетенции как внутренние образы деятельности, раскрытие которых позволяет обнаружить степень профессионализации субъекта.
Концепция компетенций показывает, что менеджмент все менее воспринимается как самостоятельный вид деятельности или профессия. Благодаря идее компетенций все более проясняется, что менеджмент – это особый модус жизни, позволяющий создавать ее новое качество и развивать ее ценность, а менеджеры – это не особая каста профессионалов, а все люди, способные принимать ответственность за развитие ситуации в условиях неопределенности. В этом смысле «быть компетентным» и «быть менеджером» становится эквивалентами, так как и то и другое означает готовность работать с представлениями других людей, корректировать и развивать их. Идеи управленческих компетенций уже используются в органах государственной власти и управления, технологиями оценки компетенций занимаются гражданские специалисты и военнослужащие разных стран. К 2000 году в большинстве экономически развитых государств приняты соответствующие законы и разработаны механизмы оценки результатов управления именно на основании моделей компетенций. Подобная институализация идеи свидетельствует о признании ее значимости и несомненной связи с современными представлениями об эффективности деятельности.
Компетенции становятся новым именем эффективности деятельности, ее когнитивным гарантом. Компетентные сотрудники оказываются новым проявлением человеческого потенциала организации, его новой формой, требующей новых способов его измерения. Технологии управления на основе компетенций оказываются новыми инструментами социальной ориентации, развивающей внимание к другим людям как необходимую основу деятельности в любой сфере. В этом – гуманитарный пафос идеи компетенций, ее энергия, которая создает новые импульсы развития деятельности во всех профессиональных сферах.
Гуманизация образования, № 5, 2013
© Кудрявцева Е.И., 2013 г.
© Кудрявцева Е.И., 2013 г.