Аннотация:
В статье обобщены итоги круглого стола «Коучинг в организации: теория и практика», который состоялся в рамках международной конференции «Ананьевские чтения – 2014: психологическое обеспечение профессиональной деятельности». Представлены мнения экспертов, имеющих большой опыт применения коучинговых технологий на практике, по ряду актуальных вопросов и перспектив развития коучинга (в том числе бизнес-коучинга) в России. Особое внимание уделено роли психологии в становлении коучинга как нового вида профессиональной деятельности и необходимости привлечения внимания к коучингу со стороны научного сообщества.
коучинг, коуч, коучѝ, инструменты коучинга, профессиональная подготовка коучей, бизнес-коучинг
The paper summarizes the outcomes of the Round table "Coaching in Organizations: Theory and Practice", which took place in the framework of the International Conference "Anan'evskie Chteniya - 2014: Psychological Support of Professional Activity" at the Faculty of Psychology, Saint-Petersburg State University. The views of experts with extensive experience of coaching in practice for a number of actual issues and prospects of coaching (including business-coaching) in Russia are presented. Particular attention is paid to the role of psychology in the development of coaching as a new type of professional activity, and the need to attract attention to coaching from the scientific community is emphasized. The authors are confident in the bright future of coaching in Russia: as not only the interest increases in this area, but companies and private customers are increasingly bought coaching sessions for managers and employees.
В настоящее время в России активно развивается такой новый вид профессиональной деятельности как коучинг, а услуги коучинга становятся с каждым годом все более востребованными. Но по сравнению с западными странами, где это направление развивается с конца 70-х годов, российский рынок и профессия коуча, по мнению большинства экспертов, находятся пока на стадии формирования
Данная статья написана по материалам круглого стола, который состоялся в октябре 2014 года в рамках международной научной конференции «Ананьевские чтения – 2014: психологическое обеспечение профессиональной деятельности» на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).
Прежде чем перейти к изложению основных тем, которые обсуждались на круглом столе, коротко остановимся на том, как возникла идея его проведения. В 2013 году в Мюнстере (Германия) проходил конгресс Европейской ассоциации психологии труда и организационной психологи (European Association of Work and Organizational Psychology, EAWOP), в рамках которого было организовано совместное обсуждение академическими учеными и практиками различных аспектов использования коучинговых технологий в современных организациях. Основной акцент был сделан на том, что повысить статус научной психологии в развитии бизнес-коучинга; обобщить имеющуюся практику и наметить перспективы развития данного направления. Опыт европейских коллег показался нам интересным, и мы решили провести аналогичное мероприятие в рамках конференции «Ананьевские чтения». При этом цель проведения круглого стола заключалась не только в обсуждении актуальных теоретических и практических аспектов использования коучинга в организации, но и в привлечении внимания к коучингу со стороны научного сообщества
Тема круглого стола была обозначена как «Коучинг в организации: теория и практика». Модераторами круглого стола выступали преподаватели кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности СПбГУ: доцент Регина Анатольевна Березовская и старший преподаватель, коуч Светлана Валериевна Мясникова. В качестве приглашенных экспертов в работе круглого стола приняли участие: Елена Васильевна Сидоренко, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ, бизнес-тренер, коуч; Елена Игоревна Кудрявцева, доцент департамента менеджмента Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента Национального исследовательского университета "Высшая Школа Экономики", коуч; Анна Георгиевна Измайлова, руководитель отдела маркетинга и продаж Стокгольмской школы экономики, EMBA, коуч; Юлия Анатольевна Мошинова, бизнес-тренер компании Zest Leaders, специалист по групповому коучингу; Александр Юрьевич Федоров, аспирант кафедры социальной психологии, коуч.
Дальнейшая логика изложения материала предполагает знакомство читателей с ответами экспертов, имеющих большой опыт проведения коучинговых сессий, на ключевые вопросы круглого стола.
Кудрявцева Е.И.: Коучинг – специфическая техника недирективной помощи, оказываемой менее пристрастным человеком более пристрастному (в пределах конкретной темы). Это особая форма рационального прояснения ситуации, возможность самоосознания получающего помощь человека себя в качестве автономного субъекта, возможность для него «выкристаллизоваться» из контекста, который по тем или иным причинам захватил, а иногда – и полностью поглотил его. В этом смысле конкретный вариант определения коучинга носит, скорее всего, инструментальный характер, подчеркивая тот или иной компонент, как самой технологии, так и областей ее применения.
<…>
Чем отличается коучинг от консультирования и/или тренинга?
Кудрявцева Е.И.: Коучинг существенно отличается от консультирования тем, что не предполагает рецептов, рекомендаций, назначений. Консультирование в явной или скрытой форме подразумевает наступление отсроченного эффекта. Консультирование основано на предположении, что получатель помощи после разговора со специалистом в той или иной степени изменит свое поведение, откорректирует позицию, будет использовать конкретный инструмент (лекарство, прием). Коучинг направлен на создание «результата в процессе», так как техника коучинга позволяет человеку обнаружить собственную способность к процессу там, где он ранее предполагал остановку, препятствие или непонимание ситуации.
Отличие коучинга от тренинга еще более явно, так как тренинг предполагает наличие заранее подготовленного контента со стороны тренера. В коучинге контент задается коучѝ, а специалист с помощью техники вопросов позволяет увидеть его со стороны, обнаружить его особенности, самостоятельно оценить. Конечно, в ситуации индивидуального (персонального) тренинга граница между тренингом и коучингом может оказаться проницаемой, мерцающей, нечеткой. Именно в этом случае она будет определена позицией коуча.
<…>
Какие инструменты коучинга Вы обычно (чаще всего) используйте в своей работе?
Кудрявцева Е.И.: Каждый коуч выбирает инструменты в зависимости от многих обстоятельств, например, от типа клиентского запроса, состояния конкретного человека, опыта коуч-сессий (как у самого коуча, так и у коучѝ). Инструменты, которые я использую, прежде всего, это метафоры и визуализации. Они позволяют следовать структуре образов и рациональных построений человека, запросившего помощь, и поэтому в наименьшей степени предполагают диктат со стороны коуча. Даже такие часто используемые метафоры как «айсберг», «огонь», «гнездо», «улей», «роза» и другие могут оказаться весьма продуктивными и конструктивными, если их выбирает сам человек. Часто мне помогает обширная коллекция открыток с репродукциями произведений живописи, как правило, мало известных: они создают особую атмосферу, так как коучѝ держит их в руках и подробно рассматривает.
Еще один инструмент, которым я постоянно пользуюсь, – это матрица 2˟2. Четыре пустых поля можно заполнять различным содержанием, используя разные принципы: два фактора, четыре этапа, четыре стороны света и любые другие. Практика показывает, что как только все поля оказываются заполненными, наступает момент обретения ясности представлений, и именно в этот момент коуч слышит: «Теперь мне все стало понятно, я знаю, что и как я буду делать, как действовать!».
<…>
Что является основным результатом работы с коучем?
Кудрявцева Е.И.: Самый существенный результат работы – появление у коучѝ вопросов следующего (более высокого) порядка сложности. На мой взгляд – высшее достижение коуча заключается в том, что к нему начинают приходить его «бывшие» уже не с конкретными вопросами или проблемами, а «просто поговорить». Именно в этом случае есть шанс насладиться сократовскими формами диалога, причем – для обоих участников. Если же определять профессиональные результаты работы, то они слагаются в очевидную последовательность. Первый результат – доверие; именно оно определяет возможность продолжения работы после первой (установочной) сессии. Второй результат – способность коучѝ действовать самостоятельно в пространстве обозначенной им проблемы; так реализуется субъектность, развитию которой и служит коучинг. Третий результат – осознание проблемы как преодоленной; этот результат позволяет человеку не только снять напряжение, но и осознать наличие собственных инструментов преодоления препятствий (инструменты контекстной автономии). Четвертый результат – осознание свободы. Этот результат – самый важный. Он заключается в принятии ответственности за собственные действия вне зависимости от контекста (внешнего и внутреннего).
<…>
Какова роль коучинга в организации? Какие задачи может помочь решить коуч руководителю?
Кудрявцева Е.И.: В современной отечественной практике институт коучинга еще не сформирован настолько, чтобы можно было говорить о функционале коучинга в организации. Роль и вариант использования коучинга существенно зависит от нескольких факторов, к которым относятся, например, позиция первого лица компании, открытость отношений, наличие особых технологий управления персоналом (в направлении оценки, обучения и развития). Эти и другие факторы влияют на сам факт появления коучинга в качестве легитимной организационной технологии и коуча как признанного организацией актора. Тем не менее, вне зависимости от конкретных условий, основной задачей коучинга в менеджменте является развитие управленческой субъектности руководителей разных уровней, а также – специалистов, оказывающихся в ситуации необходимости принятия на себя временного управленческого статуса (так называемый «менеджер ситуации»). Именно коучинг помогает руководителю осознать потребность в управленческом самоосуществлении и обнаружить способы управленческой самореализации в конкретном контексте (ситуационном, организационном, профессиональном).
<…>
Какими знаниями, умениями, навыками и/или компетенциями должен обладать профессиональный коуч?
Кудрявцева Е.И.: Профессиональный коуч – специалист, зарабатывающий посредством применения коуч-технологий. Он, прежде всего, должен обладать готовностью к диалогу, самодисциплиной в области беспристрастности, человеколюбием и самоиронией. Остальное – знания и навыки, которые можно приобрести различными путями образования и получения опыта. Конечно, очень полезно, чтобы коуч имел классическое психологическое образование, но жизнь показывает, что коучинг как профессия «рекрутирует» в свои ряды разных специалистов, и не только – гуманитарного профиля. Коуч не может обойтись без тонкого владения логикой, метафорами, и в этом смысле он похож на математика, способного строить завораживающие картины посредством использования фрактальных уравнений.
<…>
Как стать профессиональным коучем? Как должна быть организована подготовка коучей в России? Как Вы считаете, есть ли специфика в обучении коучингу психологов?
Кудрявцева Е.И.: Несомненно, что любая форма профессиональной подготовки позволит более четко определить границы сообщества коучей. И здесь дело не столько в наличии формализованного образования, сколько в создании реальных возможностей развития базовых компетенций в условиях профессиональной поддержки и соответствующего сопровождения. Очевидный путь – наличие соответствующих элементов базовых учебных программ: отдельных практикумов, мастер-классов, факультативов, способствующих стартовому ознакомлению студентов с особенностями коучинга как формата профессиональной самореализации психологов. Вероятно, в разных формах обучения (основной курс, профессиональная переподготовка, повышение квалификации) наиболее полезными были бы встречи психологов с не-психологами, носителями иных профессиональных предикторов, именно для развития существенных для коуча компетенций в условиях расширения его кругозора.
<…>
Как начать карьеру коуча?
Кудрявцева Е.И.: Ответ на этот вопрос и прост и сложен: надо начать. Коучинг можно практиковать как элемент иной формы работы: обучения, консультирования, организации взаимодействия. Коуч-техники легко включаются в любой диалог, а клиенту (учащемуся, консультирующемуся, коллеге) не обязательно сразу понимать, что он оказался в позиции коучѝ. Точно так же, как и человеку, поранившему руку, не обязательно во время перевязки осознавать себя пациентом. Именно поэтому начинать практику коучинга легче всего «с ближнего круга», это позволит получить обратную связь в щадящем для начинающего коуча режиме.
<…>
Каковы ближайшие перспективы развития коучинга в России?
Кудрявцева Е.И.: Россия является естественным пространством развития коучинга. Этому способствуют особенности ментальности, специфика традиционной культуры взаимодействия и построения отношений. Самым существенным препятствием, на мой взгляд, выступает само название данного направления практики: коучинг – нерусское слово, часто воспринимающееся как название чего-то невиданного, чужеродного и поэтому обладающего сомнительной эффективностью. Если это понятие использовать только как элемент профессионального дискурса, коучинг окажется более востребованным. Люди стремятся иметь ясные представления и четкое понимание себя, ситуации, возможностей, они хотят развивать собственную субъектность, и для решения этой задачи коучинг, несомненно, выступает как ключевой инструмент.
<…>
Подводя итоги, отметим, что на заседании круглого стола обсуждался широкий круг вопросов, касающихся теории и практики применения коучинга (в том числе бизнес-коучинга) в России. Значительная часть дискуссии была посвящена описанию практического опыта работы приглашенных экспертов, проведению индивидуального и группового коучинга в организации, описанию основных запросов сотрудников и руководителей организаций. При этом следует отметить, что при всем многообразии высказанных точек зрения, в главном было достигнуто согласие: коучинг можно и нужно рассматривать как новый вид профессиональной деятельности; и необходимо выработать общее понимание того, какой вклад может внести психология в развитие этого направления в России. Все эксперты сходятся во мнении о том, что коучинг - это метод консультирования, направленный на помощь в постановке и достижении целей. При этом инструменты коучинга могут быть самыми разнообразными; а эффективность коучинга определяется, прежде всего, самими его участниками. Эксперты также выразили надежду на то, что количество научных исследований, рассматривающих психологические аспекты коучинга, будет расти и порекомендовали разработать учебный план программы подготовки коучей на базе факультета психологии СПбГУ., так как возможности коучинга как метода практической психологии могут быть очень значительными и представлять большую ценность для общества.
В заключении приведем также результаты еще одного экспертного опроса, который называется «Коучинг в России в 2013 году» и проводился рабочей группой «Профессиональный стандарт «Коуч». Экспертам задавали вопрос о том, как они видят ближайшие перспективы (3-5 лет) развития бизнес-коучинга в России. Обобщение полученных ответов позволяет выделить следующие тенденции:
− продолжающийся рост спроса на услуги бизнес-коучинга, а также рост признания профессии коуча в среде топ-менеджеров и руководителей среднего звена;
− профессионализация коучинга в России (стандартизация и сертификация) на базе различных профессиональных сообществ;
− адаптация коучинга в культуре управления персоналом (коучинг как эффективная HR-технология) и активное внедрение группового (командного) коучинга;
− формирующийся спрос и внедрение коучинговых технологий в госструктурах и в образовании;
− продолжающаяся специализация в коучинге (карьерный коучинг, кросскультурный коучинг, трансформационный коучинг, wellness-коучинг и другие);
− актуализация запроса на профессиональную супервизию со стороны практикующих коучей;
− рост количества научных исследований и вывод технологии коучинга на научный уровень.
Мы привели эти результаты, с одной стороны, как еще один аргумент в пользу актуальности и своевременности обсуждения коучинга с точки зрения психологической науки. А, с другой стороны, для того, чтобы показать широкий спектр возможностей для интеграции психологический знаний, концепций, теорий и подходов в практику коучинга. В этой связи для психологии, на наш взгляд, открывается ряд интересных возможностей: проведение научных исследований критериев и факторов эффективности практики коучинга; разработка научно-обоснованной методологии коучинга с опорой на современные психологические теории и объяснительные модели; участие в разработке и реализации программ обучения профессиональному коучингу; использование коучинговых технологий в психологическом консультировании и подготовке студентов-психологов.
Таким образом, авторы статьи уверены в ярком будущем коучинга в России и в мире. Интерес к данному направлению велик, компании и частные клиенты все чаще заказывают сессии коучинга для руководителей и сотрудников. Многие уже подтвердили эффективность технологий коучинга, достигнув значительных результатов, а значит, стоит инвестировать в развитие данного направления интеллектуальные и финансовые ресурсы.
© Березовская Р.А., Мясникова С.В., Сидоренко Е.В., Кудрявцева Е.И., Измайлова А. Г.