Вы здесь

Проектный подход в управленческом обучении

Преподавание, ориентированное на развитие управленческой результативности, базируется на компетентностном подходе как ключевом компоненте высшего управленческого образования. В статье анализируется проектный подход в управленческом образовании.
.
Ключевые слова: проектный подход, управленческие компетенции, управленческое проектирование.
.
As management educators increasingly focus their attention on managerial outcomes, competency-based education has emerged as an important component in graduate business education. In article it is analyzed the project-approach manager education.
.
Keywords: project-approach learning, managerial competency, management projecting.
--------------

 

Читать далее ↓

Современное управленческое образование постоянно ищет баланс между формами, признанными в корпоративной практике, и академическим подходом. Потребность в развитии управленческих компетенций, особенно в случае, когда управленческая должность является первой в карьере специалиста, сопряжена с необходимостью сочетать реальную управленческую работу и обучение, так как редко управленческое образование адресуется тем, кто еще не занимает управленческих должностей.
Разнообразные модели управленческих компетенций предполагают, что для формирования менеджерского видения необходимо развитие в таких направлениях, как системное мышление, уверенность в своих силах, ориентация на других людей, ориентация на постоянное обучение и развитие, самоуправление, умение строить и поддерживать отношения, управление ситуацией. Конкретная образовательная программа оказывает существенное влияние на все указанные компоненты, так как задает состав участников, содержание обучения, образовательную технологию и ориентирует на конкретный результат обучения [Booth Ch., Segon M., 2009]. Именно поэтому в большинстве систем бизнес-образования уже много лет практикуется проектный подход, позволяющий проводить комплексное обучение на практическом материале, в реальной работе, в которой сочетается потребность в организации командного взаимодействия, выявлении проблем, в оценке ресурсов, в определении адекватности решений. Для разработки проектов учебная группа погружается в своеобразную управленческую игру, так как все участники группы становятся представителями функциональных подразделений или направлений вымышленного предприятия [Rosh L., Leach E., 2011]. Это помогает обучаемым осознать роль индивидуальных и групповых факторов, понять смысл организационных требований и ограничений. В то же время понятно, что любая имитационная деятельность не может в полной мере сформировать управленческие компетенции, так как одной из ключевых задач управления выступает привязка к конкретным условиям реализации решений. В этой связи интересно рассмотреть примеры использования реальных проектов в управленческом образовании.
Практика разработки управленческих проектов в системе мирового управленческого образования весьма разнообразна. Во многих случаях в качестве источника постановки задач используются конкретные проблемы организаций, руководство которых часто прибегает к помощи консалтинговых компаний. Студенты (аспиранты, участники программ МВА) привлекаются к разработке проектов, а преподаватели обеспечивают методический контроль [Watson C., Temkin S., 2009]. Часто в качестве заказчиков подобных проектов выступают предприятия малого бизнеса и общественные организации, многие из которых не могут иным способом получить консалтинговую поддержку в области управления [Larson E., Drexler J.,2010]. Такой подход заставляет разработчиков проектов концентрироваться не только на их содержании, но и на способе его подачи, так как каждый проект должен быть представлен заказчикам в виде презентации и в виде пакета документов [Robinson D. F., Sherwood A. L., De Paolo C. A., 2010]. Это позволяет оценить каждого участника учебной группы с точки зрения его готовности ведения переговоров и презентаций, умений создавать документы или подбирать материалы для их формирования, организации взаимодействия в группе.
Подготовка консалтинговых проектов может проходить в достаточно сжатые сроки. Во многих случаях подобные проекты создаются за три дня, по окончании которых компетентное жюри из представителей компаний-заказчиков дает оценку адекватности разработок [Sachau D. A., Naas P. A., 2010]. Подобный подход очень эффективен, так как позволяет не только столкнуться с реальными проблемами организаций, но и получить компетентную экспертную оценку, которая может вылиться в приглашение конкретных участников учебной группы на работу в организацию, для которой разрабатывался управленческий проект [Rashford N. S., De Figueiredo J. N., 2011].
Авторы, описывающие практику применения проектного подхода, указывают, что на эффективность использования управленческих проектов в развитии управленческих компетенций влияет множество разнообразных факторов. Субъективным фактором, обсуждаемым достаточно активно, выступает фактор лидерских компетенций. Очевидно, что наличие лидерских качеств позволяет конкретному участнику учебной группы проявлять большую активность, оказывать воздействие на других членов группы, продвигать собственные идеи. Именно поэтому во многих учебных программах предполагается сменность лидеров учебных групп при подготовке проектов [Rae А., 2011]. Объективными факторами, на которые исследователи обращают внимание в большей степени, выступают такие, как состав рабочей группы и число ее участников [Lohman M., Finkelstein M., 2000], наличие достаточной информации, позволяющей определить суть проблемы, масштаб проекта, критерии оценки проекта [Volkema R. J., 2010]. Эти факторы оказывают определенное давление на участников учебной программы, так как многие из них являются дополнительными относительно обычных управленческих обстоятельств. Именно поэтому бизнесшколы все больше склоняются к тому, чтобы обучаемые разрабатывали проекты для своих собственных организаций, что повышает мотивацию проектирования и снимает ограничения к получению необходимых сведений.
В этой связи остро встает вопрос о соответствующей подготовке преподавателей, которые руководят разработкой управленческих проектов. Как показывают исследования, уровень подготовки преподавателей существенно влияет не только на конечный результат проектирования, но и на отношение обучаемых к такой форме управленческого обучения [Sargent L. D., 209]. Преподаватели, имеющие собственный опыт консалтинговой работы (как это практикуется в университетах США), как правило, не имеют проблем в организации проектной работы студентов вне зависимости от того, насколько реальными являются базовые условия проектирования. Сложности возникают в том случае, когда участники рабочей проектной группы гораздо более осведомлены в управленческих реалиях конкретной организации, чем это может себе представить преподаватель-организатор проектной работы [Schwabenland Ch., 2011].
Особенностями управленческих проектов является не только их проблематика, но и обязательная структура, включающая в себя компоненты, традиционно принадлежащие разным учебным дисциплинам (в существующей академической традиции). В каждом проекте необходимо провести общий анализ ситуации (маркетинговая составляющая, организационная составляющая, финансовая составляющая), предложить структуру реализации главной идеи, создать модель штатного расписания участников реализации проекта, рассчитать финансовые риски и общий бюджет, определить юридические (законодательные) ограничения. В результате каждый проект по структуре и содержанию имеет, по меньшей мере, пять элементов из разных учебных областей (менеджмент, маркетинг, финансы, управление персоналом, право).
Фактически, основной проблемой организации проектного обучения является необходимость компетенций преподавателей, руководящих созданием управленческих проектов, во всех структурных элементах проекта. В настоящее время эта проблема разрешается посредством участия специалистов в пяти перечисленных областях в управленческом обучении. Однако, как показывает практика, деятельность преподавателей по руководству созданием управленческих проектов существенно отличается от преподавания соответствующих дисциплин даже в тех же учебных группах, в которых происходит создание проектов. Основными проблемами, с которыми сталкиваются преподаватели, выступают проблемы, хорошо известные специалистам по управленческому консультированию или опытным менеджерам. Это проблемы когнитивного, коммуникативного, эмоционального плана, выражающиеся в сложностях выбора темы проекта, формулировки его базовых проблем, определения потенциальных заказчиков проекта и иных заинтересованных лиц, выбора основного пути решения. Дополнительными трудностями выступают обстоятельства, полностью преодолеваемые в корпоративных формах обучения (тренингах и семинарах) — организация групповой работы, распределение задач и функций среди участников, выявление лидеров и удержание конструктивного лидерства. На решение проблем организации групповой работы уходит бóльшая часть времени, отведенного на разработку проекта.
Алгоритмы управленческого проектирования, предлагаемые многими учебными программами ориентированы на характеристики результата, но никак не регламентируют организацию процесса его достижения. Фактически, каждый из таких алгоритмов представляет собой перечень педагогических и управленческих задач, способ решения которых должен найти конкретный преподаватель.
Модели корпоративного обучения во многом снимают представленную выше проблематику, так как предполагается, что в корпоративном обучении в состав учебной группы входят представители одной организации (предприятия). Более того, корпоративные учебные группы подбираются по принципу единства уровня управления, к которому относятся должности участников каждой группы. Это позволяет активно применять проектный подход, особенно в крупных компаниях, в которых созданы корпоративные университеты (Северсталь, РЖД, Ростелеком). Однако, как и в большинстве образовательных программ, предлагаемых вузами (программы переподготовки и повышения квалификации, в том числе Президентская программа переподготовки управленческих кадров), модель обучения предполагает создание персональных проектов.
В том случае, когда программа управленческого обучения ориентирована на создание группового проекта, важно понимать, что стартовые противоречия между участниками конкретной проектной группы окажутся более существенным фактором, чем проектная задача. Необходимо помнить, что целью управленческого обучения является формирование управленческих компетенций, а не создание конкретного управленческого продукта. Поэтому усилия (в том числе преподавательские), направленные на формирование рабочей команды, согласование интересов участников, создание общего видения, рефлексии ценностей и этических принципов должны выступить на первый план.
Потребность подготовки преподавателей в зоне управленческого консультирования и коучинга неоспорима. Она становится тем более острой, чем в большей степени в учебный процесс вводятся новые интерактивные формы работы. Нацеленность образовательных программ на включение групповых проектов как формата учебной работы в области управленческого образования ставит новые задачи подготовки самих преподавателей. Решением этих задач может стать создание собственных форм управленческой проектной деятельности (в том числе — консалтинговой), для которой у каждого вуза имеются достаточные предпосылки.

.
© Кудрявцева Е. И. 2012