Предлагаемое исследование посвящено проблеме изучения интеллектуального потенциала работников. Анализу подвергнуто применение интеллектуального потенциала в деятельности организации. Автор предлагает методику, с помощью которой можно оценить интеллектуальный потенциал работников. Этот анализ основан на оценке содержания проектных предложений, которые работники адресуют руководству компаний. Был проведен расчет характеристик проектный предложений, и эти характеристики были сопоставлены с должностями работников. Проведен сравнительный анализ использования интеллектуального потенциала работников двух компаний. Одна компания относится к телекоммуникационному сегменту, другая представляет многопрофильный ретейл. Обнаружено, что между компаниями существуют выраженные различия в структуре интеллектуального потенциала их работников. Каждая компания предъявляет особые требования к работникам линейного и среднего менеджмента. Эти требования отличают одну компанию от другой. Также внутри каждой компании были обнаружены различия по требованиям, предъявляемым к работникам разных уровней менеджмента. Установленные различия позволили оценить баланс распределения характеристик интеллектуального потенциала работников в компании в зависимости от уровня их должностей. Обнаружены зоны интеллектуального ресурса и зоны дефицита интеллектуального потенциала. Исследование вносит вклад как в методологию оценки интеллектуального потенциала работников, так и в практику управления персоналом, предлагая критерий оценки соответствия работника требованиям должности в конкретной компании.
Читать далее ↓
The research makes a contribution as in methodology of assessment of intellectual potential of employees, and in practice of human resource management, offering criterion for evaluation of compliance of the employees to requirements of a position in the concrete company.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, интеллектуальный капитал, интеллектуальный продукт, проектное предложение, организационный контекст
_________________
Несмотря на общее признание данного тезиса, вопрос о соотношении интеллектуального потенциала и интеллектуального капитала организаций остается открытым. Во-первых, интеллектуальный потенциал и интеллектуальный капитал как концепты не имеют единых определений. Скорее, речь может идти об общепризнанных рамках, позволяющих очертить границы этих понятий, но не в полной мере структурируют их содержание. Во-вторых, в вопросе о соотношении соответствующих понятий и стоящих за ними явлений также отсутствует договоренность, так как интеллектуальный потенциал рассматривается, то как предиктор интеллектуального капитала [M’Pherson Ph., Pike S., 2001], то как его источник [Журавлев В.А., 2009], то как его компонент [Petty R., Guthrie J., 2000]. В-третьих, интеллектуальный потенциал как явление принадлежит конкретному человеку или группе людей, а интеллектуальный капитал является характеристикой организации и во многом определяет ее стоимость. Описывая взаимосвязь и взаимозависимость обсуждаемых понятий, исследования обозначают проблемы зависимости исчисляемых характеристик интеллектуального потенциала от организационных особенностей, прежде всего – характера деятельности (коммерческий, некоммерческий или публичный сектор) [Veltri S., Bronzetti G. , 2015] и вида бизнеса [Roos G., Pike S., 2005], в то время как в целом стоит противоположная исследовательская задача – определить зависимость интеллектуального капитала от интеллектуального потенциала.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что необходимы исследования, позволяющие выделить компоненты интеллектуального капитала, формируемые именно за счет реализации интеллектуального потенциала персонала. Следует уточнить, какие характеристики организации, объективные факторы и особенности организационного контекста оказывают влияние на характер интеллектуального потенциала персонала и способы его применения.
Представляемое исследование посвящено вопросу применения интеллектуального потенциала персонала в решении актуальных задач организации. Цель исследования – выявление особенностей применения интеллектуального потенциала работников в организациях различных видов бизнеса. Особенностью дизайна исследования является сравнение показателей интеллектуального потенциала работников, полученных в сходных условиях.
Во-первых, выбраны две организации, близкие по организационной структуре и масштабу: федеральная телекоммуникационная компания и крупный продовольственный ретейлер, представленные на территории всей страны. Компании имеют сходную управленческую структуру, ориентированную на дивизиональный территориальный принцип управления.
Во-вторых, данные получены в рамках типовой HR-интервенции, направленной на активизацию проявления интеллектуального потенциала в ходе проектной деятельности. Компании активно развивают вовлеченность работников через стимулирование проектных предложений с их стороны и оказание поддержки в реализации проектов.
В-третьих, в обеих компаниях в исследовании приняли участие работники, имеющие сходные характеристики. Они относятся к уровню линейного и среднего менеджмента, что позволяет провести адекватные параллели, подтверждаемые общностью возраста, объема профессионального опыта и типа внутриорганизационной карьеры. В исследовании приняли участие 120 работников телекоммуникационной компании и 105 работников сетевой торговой компании.
Проекты, представленные к рассмотрению топ-менеджменту компаний, были оценены с точки зрения их содержания: проблемы, на решение которой направлен проект, характера и масштаба бизнес-процесса, изменяемого проектом, потребности в реструктуризации ресурсов и особых инвестициях. Использованы методы построения причинных карт, контент-анализа и экспертной оценки. Полученные данные позволили произвести соотнесение характеристик представленных проектов и функциональных обязанностей работников, их разработавших. Были рассчитаны показатели интеллектуального потенциала работников компании относительно требований к этим работникам со стороны компании с использованием авторской методики, апробированной ранее [Кудрявцева Е. И., 2015]. Данный подход вносит вклад в развитие методологии оценки компонентов интеллектуального капитала, заключенного в интеллектуальном продукте, оформленном в решениях, создающих новые стоимости.
Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов.
Во-первых, выявлены особенности интеллектуального потенциала работников компаний, представляющих линейный и средний менеджмент этих компаний. Определены основные когнитивные модели, лежащие в основе формирования проектов и определяющие их направленность, масштаб и предполагаемые эффекты. Установлено, что набор этих моделей не зависит от организационного фактора и может рассматриваться как основание для оценки интеллектуального потенциала работника в широком спектре должностей.
Во-вторых, установлено, что характер бизнеса компании существенно влияет на требования к интеллектуальному потенциалу персонала как по уровню, так и по содержанию. Обнаружены качественные и количественные различия показателей интеллектуального потенциала работников двух компаний, занимающих должности одного уровня. Этот результат позволяет утверждать, что особенности интеллектуального потенциала персонала обусловлены организационным фактором, прежде всего – видом бизнеса организации.
В-третьих, сравнение относительных показателей интеллектуального потенциала персонала двух различающихся организаций, позволяет оценить сбалансированность интеллектуального потенциала работников разных управленческих уровней в каждой компании. В телекоммуникационной компании обнаружен источник нереализованного интеллектуального потенциала, расположенный в зоне линейного менеджмента, а в компании-ретейлере на том же линейном уровне обнаружена зона дефицита интеллектуального потенциала. Полученные данные могут служить одним из объяснений оттока квалифицированного персонала в одной компании и удержания персонала в другой.
Результаты настоящего исследования подтверждают влияние организационного контекста на требования к интеллектуальному потенциалу работников, продолжая линию ранее опубликованных исследований [Pyke S., Rylander A., Roos G., 2002; Vale J., Branco M. C., Ribeiro J., 2016]. Полученные нами результаты позволяют обнаружить особенности этого влияния. Самым значимым результатом исследования является выявление модели проектного предложения, позволяющей охарактеризовать его как интеллектуальный продукт, соответствующий требованиям организации.