В статье представлены результаты исследования сетевой коммуникации по продвижению проектных идей в сопоставлении со статусными позициями авторов идей в организации. Материал собран в российской инновационно активной компании.
Актуальность данной работы заключается в том, что организациям важно иметь прогноз относительно возможных характеристик проектных команд для оценки рисков их деятельности до того, как команды окажутся сформированными и начнут свою работу. С другой стороны, для больших компаний необходимо понимать, какой вид коммуникации окажется наиболее значимым как в формировании, так и в работе проектных команд.
В соответствии с концепциями социального капитала и заинтересованных сторон теоретически обосновывается и эмпирически подтверждается тезис о специфике индивидуальной сетевой коммуникативной активности, преодолевающей границы операционных (формальных) организационных сетей.
Предложены метрики индивидуальной коммуникативной активности, позволяющей учесть фактор статуса должности владельца сети. Данный подход предоставляет возможность HR-специалистам производить сравнение сетевой активности сотрудников организации, имеющих разные формальные статусы.
Представлена модель, связывающая характеристики сетевой коммуникативной активности и продвижение идеи в формальных мероприятиях на состав проектной команды, которую собирает сотрудник компании для реализации предлагаемого им проекта.
Ключевые слова:
сетевая коммуникативная активность, социальный капитал, структурно-функциональные организационные границы, инновативная активность, инновативный нетворкинг, персональная сеть сотрудника, проектная команда.
Kudriavtseva E. I., Volkova N. V. (2019)
The role of network communication activities to establish the project team.
Russian Management Journal 17 (1): 47–70.
The aim of this article to present the findings of network communications among authors of projects based on their organizational status while promoting and implementing the project. The data were collected in Russian innovative-active company. The timeliness of this paper is that the company leaders should assess risks and make forecasts about the characteristics of project teams before their creating and practicing. Yet, the type of communication that will become more effective while the project team developing and working is another concern for the large and multinational companies. Based on both social capital and stakeholder group concepts and conducted research, it has been established theoretically and empirically the features of personal network communications that overcome the bounds of the formal organizational network. New dimensions of personal networking, which allow neutralizing the position status in the company hierarchy, have been proposed. As a result, this novel approach can enable HR specialists to compare the network social activities among employees with different organizational statuses. The key findings of this study is the model that connects both network communication activities and promotion the project in the official meetings with the team composition that the author gets together to put the project idea into practice.
-
Keywords: network communication activities, social capital, structural and functional organizational borders, innovative activity innovative networking, personal networking, project team.
Читать далее ↓
Цель статьи — изучение роли персональной коммуникативной сети в процессе формирования команды проекта.
В первом разделе статьи представлен обзор российских и зарубежных исследований по проблеме персональной сетевой коммуникации в инновационно активных организациях, сформулированы исследовательские вопросы.
Во втором разделе описывается дизайн исследования, приводятся авторские метрики, характеризующие персональную сетевую коммуникативную активность, и представлена теоретическая модель связи характеристик персональной коммуникации при продвижении идеи и качества собранной автором идеи проектной команды.
В третьем разделе описаны результаты исследования, проведенного на базе крупной российской компании, представлены данные, полученные в рамках корреляционного и путевого анализа, подтверждающего связь характеристик индивидуальной коммуникативной активности с качеством проектной команды.
В завершение обсуждаются основные результаты и выводы работы.
<…>
В исследовании развивается концепция сетевого социального капитала, показываются два механизма реализации его мобилизационного потенциала в инновативном нетворкинге.
Первый из них заключается в формировании индивидуальной инновативной сети, в рамках которой происходит первоначальное обсуждение идеи с целью поиска поддержки. Эта сеть преодолевает границы операционных сетей, что позволяет утверждать, что инновативный нетворкинг представляет собой специфическую активность, выходящую за рамки обычной рабочей коммуникации.
Второй механизм сводится к использованию формального института — совещания у руководителей высоких рангов. Объединение двух механизмов позволяет получить поддержку, подтверждаемую готовностью сотрудников, имеющих статус выше, чем статус автора идеи, включиться в реализацию его проекта.
Исследование продемонстрировало возможности, которые приобретает менеджмент, в случае направленного сбора и анализа данных, характеризующих организационный нетворкинг. Компания, перед которой стоят серьезные задачи реорганизации структуры, бизнес-процессов, характеристик бизнеса в целом, получила инструмент оценки перспектив проектного командообразования на основании параметров, которые несложно оценивать в рамках текущей деятельности сотрудников.
<…>
Исследование позволяет отметить более высокую активность сотрудников с невысоким статусом по преодолению формальных организационных границ, прежде всего вертикальных. Большая глубина персональной сети, свидетельствующая о формировании взаимодействия с высокостатусными руководителями, особо характерна для специалистов и старших специалистов. Обладатели более высоких организационных статусов (руководители подразделений) формируют сети, характеризующиеся ориентацией на разнообразие контактов (сети с высокими показателями ширины). Подтверждается, что для авторов идей с низким статусом в инновативном нетворкинге важно реализовать «заметность», а для сотрудников, уже имеющих управленческий статус, в особой степени значима ориентация на соседство (близость) как использование «пространства возможностей».
<…>
Подтверждено, что инновативный результат (качество проектной команды) зависит от разнообразия связей (от ширины сети). Также обосновано положение о том, что размер сети (ее объем) напрямую не влияет на инновативный результат.
<…>
Особенность модели заключается в выявлении поддерживающей роли высокостатусных руководителей, косвенно свидетельствующей о качестве идеи. Участие руководителей, удаленных от автора проектной идеи в системе операционной коммуникации, в составе проектной команды, указывает на то, что эта идея для компании очень важна. Более того, можно предположить, что идея является неожиданной, революционной, так как ее реализация требует не только поддержки, но и прямого участия руководителей нескольких функциональных или территориальных направлений, т. е. институционально поддержанного кросс-функционального взаимодействия.
<…>
Инновативная активность переходит в институциональные формы, опирающиеся на имеющиеся организационные институты, изменяя их функции. Косвенно о поддержке автора инновативных идей руководителями высокого ранга свидетельствует и статус формальных мероприятий, на которых сотрудник излагал свои идеи (индекс продвижения идеи), он также в наших результатах оказался положительно связан с качеством проектной команды.
<…>
Установлено, что сотрудники при построении персональных сетей нацелены на преодоление организационных барьеров. Эта нацеленность отражается в особенностях их активности по продвижению собственных идей и формированию команд по их реализации.
Движение сети сквозь статусные границы позволяет сотруднику добиться обсуждения своих идей на высоком организационном уровне. Расширение сети (преодоление горизонтальных границ) позволяет сформировать контакты, отличающиеся разнообразием. Только совмещение этих двух тенденций дает желаемый результат, заключающийся в формировании команды, характеристики которой свидетельствуют о положительных перспективах реализации инноваций. Вхождение в команды руководителей высокого уровня, которых работники убедили в необходимости перемен и возможностях их реализации, являются важным подтверждением решения задачи персонального инновативного нетворкинга.
<…>
Специфика представленного исследования заключается в том, что был рассмотрен момент, когда коммуникативная активность авторов идей только выходит на стадию ее институционального признания. Обнаружена особенность этого перехода, состоящего в том, что только четверть сотрудников, которых организация рассматривает как инновативно активных и высокопотенциальных, способны в равной степени использовать возможности свободной организационной коммуникации и формальных мероприятий для продвижения своих идей. Остальные, будучи активными в одном формате, не могут распространить эту активность на другой формат инновативных коммуникаций. В результате потенциал, заложенный в персональной инновативной сети, не конвертируется в поддержку, автор идеи не собирает команду, в которую готовы включиться сотрудники со статусом, существенно превышающим его собственный.
--
Полный текст статьи на сайте «Российского журнала менеджмента» >>>
https://rjm.spbu.ru/article/view/3690/4286