Вы здесь

Психология профессиональной успешности

Психология профессиональной успешности
Автор:
Кудрявцева Е. И.
Издательство:
НИУ "Высшая школа экономики"
Для библиографических ссылок:
Кудрявцева Е.И. Психология профессиональной успешности. Курс лекций. Москва: НИУ «Высшая школа экономики». 2021. Электронный ресурс https://elearning.hse.ru/oncampus/professional-success

 

Курс лекций «Психология профессиональной успешности»  призван сформировать устойчивые ориентиры профессиональной самооценки и саморазвития, развить понимание особенностей управления организационным поведением, улучшить конкретные навыки взаимодействия в профессиональных отношениях.

Цели курса - развитие навыков продвижения и реализации в профессиональной сфере и формирование персональных критериев успешности как ориентиров построения индивидуальной программы профессионального карьерного развития.
Курс состоит из 8 тем (97 эпизодов), размещен на портале Coursera. В списке цитируемой литературы 205 наименований (в том числе 175 – на иностранных языках). 

По результатам студенческой оценки преподавания в НИУ «Высшая школа экономики»
учебный курс Кудрявцевой Елены Игоревны «Психология профессиональной успешности»
признан лучшим по критериям:
- Полезность для Вашей будущей карьеры;
- Полезность для расширения кругозора и разностороннего развития;
- Новизна полученных знаний.
 

Читать далее ↓

Три причины изучить этот курс:
- Стремление быть успешным – признак мотивации. Чтобы превратить мотивацию в результат, необходимы конкретные навыки.
- Знание «правил игры» в профессиональном пространстве – четкие ориентиры на пути к успеху. Чтобы не сбиваться с этого пути, нужны знания в области устройства профессионального мира.
- Умение строить свой профессиональный путь – признак профессионализма. Чтобы стать профессионалом, необходимо начинать с простых и ясных шагов. 

ССЫЛКА НА КУРС ЛЕКЦИЙ 
- Как и все онлайн-курсы российских преподавателей,
курс «Психология профессиональной успешности»
заблокирован платформой Сoursera в связи с санкциями.
Переведен на платформу "Онлайн-образование в НИУ ВШЭ"

ПРОГРАММА

Тема 1 
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ: ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНЫ 
Профессиональная успешность как цель и как результат
Успех и успешность
Виды профессиональной успешности
Портрет современного профессионала: от исполнителя к эксперту
Концепция профессионализма
Деловые роли
Кого можно назвать экспертом
Быть стратегическим сотрудником: успешность в организации
Кто такой – стратегический сотрудник
Сотрудники с высоким потенциалом
Таланты и поклонники
Быть самим собой: миссия выполнима
Нестандартная работа или зачем считать галапагосских черепах
Успех, оцениваемый спустя десятилетия
Прилагая усилия

 

Тема 2
ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ
Тренды развития мирового рынка труда: на что рассчитывать в ближайшие 10 лет

Тренды мирового развития
Будущее рынка труда
Профессии завтрашнего дня
Новые формы организации занятости: к чему готовиться и чего не избежать
Что такое – рабочее место?
Чему научил COVID-19?
О чем задумываются передовые работодатели
Индивидуальные характеристики профессионала и его успешность: стереотипы или объективная реальность?
Возраст: будет ли преодолен эйджизм?
Гендер и успех: что говорят исследования
Поколения: различия в понимании целей
Организация как работодатель: какие сведения важны
Репутация и корпоративная культура компании
Типология организаций как зон профессионального роста
Что и как можно узнать об организации
Интервью
Жильникова Ирина (специалист по PR в области управления человеческими ресурсами) «Тренды рынка труда»,
Лозинская Дарья (менеджер по трудовым отношениям, ИКЕА) «Корпоративная культура как интегратор ценностей»

Тема 3
КАРЬЕРНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И КАРЬЕРНЫЙ КАПИТАЛ
Разнообразие взглядов на сущность и смысл карьеры

Что такое – карьера
Тип карьеры и личность
Актуальные концепции карьеры
Карьера в конкретных условиях
Задумываясь об академической карьере
От соискателя до бывшего работника: организационный карьерный цикл
Что такое – карьерные компетенции и как формируется карьерный капитал
Многообразие карьерных компетенций
Структура карьерного капитала
Карьерный план
Интервью
Лозинская Дарья (менеджер по трудовым отношениям, ИКЕА ) «Возможности крупной компании»,
Жильникова Ирина (специалист по PR в области управления человеческими ресурсами) «Конкуренция на рынке труда»,
Волковская Евгения (заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию «Газпромнефть – Цифровые решения») «Типы карьер в крупной компании»

Тема 4
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Негативные стороны профессионального развития

«Развитие наоборот»: нарушение профессионализации
Предупреждение Адриана Фарнема
Профессиональное выгорание – неизбежность или недоразумение?
Критические рабочие ситуации и их преодоление
Критические ситуации: невозможность или неопределенность?
Рабочий стресс: деструктор и мотиватор
Рабочий конфликт как ситуация противостояния
Рабочий конфликт как источник развития
Совладание с критической ситуацией
Рабочее состояние: когда спасает мотивация, а когда – компетенции
Отношение к текущей рабочей задаче
Почему руководитель действует именно так

Тема 5.
ТЕХНИКИ КАРЬЕРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОТ РЕЗЮМЕ ДО  НЕВИДИМОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Как заинтересовать работодателя 
Зачем составлять сопроводительное письмо
Резюме как формализованный рассказ о достижениях в профессии
Как формируется профессиональное портфолио
Подготовка к собеседованию: даже если это в 101 раз
Коварные вопросы рекрутера: техника ответа
Соискатель как сторона переговоров
Психологический контракт: как он заключается и как функционирует
О чем на самом деле договаривались?
Две стороны договоренностей
Нарушения договоренностей или кто виноват
Когда приходит время менять договоренности
Тонкости внутриорганизационной коммуникации
Отношения с непосредственным руководителем
Что такое – дискурсивные компетенции
Секреты невидимого менеджмента
Интервью
Жильникова Ирина (специалист по PR в области управления человеческими ресурсами) «Конкуренция на рынке труда»,
Маргулис Мария (директор кадрового агентства "1000 кадров") «Соискатель на рынке труда»

Тема 6
ПРИЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ В КАРЬЕРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Что замечает профессиональный рекрутер
Использование в рекрутинге необычной науки
О чем ваш рассказ –  о прошлом или о будущем?
Какие барьеры вы возводите и насколько готовы преодолевать трудности
Что рассказал Пол Экман
Как важно уметь рассказывать истории
Роль историй в коммуникации
Как построить текст: отношение к событию
Мотивирующие и демотивирующие сюжеты
Аргументированный текст как инструмент продвижения
Без чего не обойтись в любом выступлении
Как обратить внимание на свою позицию
Как преодолевать сопротивление
Интервью
Маргулис Мария (директор кадрового агентства "1000 кадров") «Ошибки соискателя»,
Гуревич Анна (кандидат психологических наук, карьерный консультант) «Позиции-ловушки и компании-капканы», 
Гуревич Анна (кандидат психологических наук, карьерный консультант) «Действия выпускника на рынке труда»

Тема 7
НЕТВОРКИНГ: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ В КОММУНИКАТИВНЫХ СЕТЯХ
Особенности профессионального нетворкинга
Чем я могу быть полезен?
Шаги профессионального нетворкинга
Результативность нетворкинга
Как поддерживаются и развиваются профессиональные отношения
Стратегии профессионального позиционирования
Направленность позиционирования
Персональный бренд в рабочем пространстве
Актуальная этика сетевых коммуникаций
Как правильно использовать корпоративные средства коммуникации
Что такое – современный сетевой этикет
Роль сетевого образа в развитии профессионального позиционирования
Персональная роль в коммуникативной сети
Разнообразие рабочих отношений
Неформальная коммуникация
Как поступать со слухами и сплетнями

Тема 8
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО: НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ В КОМАНДЕ
Модели лидерства: лидер для организации и лидер для команды
Зачем лидерство лидеру
Зачем лидерство организации
Зачем лидерство команде
Лидерство как конструктивный диалог
Лидер тот, кто слышит
Развивающая критика: правила обратной связи
Навыки командного лидерства
Турбулентность и неопределенность: вызов для лидера и для команды
Интенсификация совместной деятельности: создать коллективный разум
Показать перспективу: сделайте команду участником истории успеха