Вы здесь

Компетенции и менеджмент. Предисловие

Для библиографических ссылок:
Кудрявцева Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций. Монография. / Е.И. Кудрявцева — СПб: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2012. — 340 с. 
Предисловие — С. 5—10.

___
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тема управленческих компетенций достаточно популярна, но крайне неблагодарна. С одной стороны, идея компетенций настолько широко распространена, что нет необходимости быть специалистом в какой-либо узкой области, чтобы приобщиться к ней, предложив свой подход, классификацию, методику, модель. Компетенции в отечественной практике исследуют психологи, педагоги, социологи, юристы, экономисты и представители самых редких профессий. Интерес к компетенциям существует у большинства профессионалов, так или иначе прикасающихся к вопросам эффективности, организации деятельности, отбора и подготовки специалистов. Создано невероятное количество моделей компетенций, методик их оценки, большинство современных организаций используют их для работы в области управления человеческими ресурсами. Компетентностный бум фактически развязывает руки любому исследователю, так как снимает с него серьезную ответственность, заключающуюся в необходимости отстаивания самой идеи компетенций. С другой стороны, тема компетенций за последние двадцать лет наполнилась огромным количеством разнообразных исследований, которые, несмотря на их академическую взвешенность и статистическую обоснованность, не пролили свет на основные вопросы, с которых начиналась теория компетенций еще в 1970-е годы. Нет однозначного ответа на вопросы о природе компетенций, их структуре и динамике, взаимосвязях и взаимозависимостях, открытым остается вопрос о диагностике компетенций, особенно в тех случаях, когда нет возможности на основании прошлого опыта оценить то, что будет востребовано в ближайшем будущем. Чем больше мы знаем о компетенциях, тем больше вопросов возникает о том, какие реалии стоят за этим понятием. Именно поэтому любое исследование проблематики компетенций таит в себе опасность ответить на какой-то узкий, частный вопрос и оставить в стороне главные сложности этой темы.
Особую сложность и соблазн представляет собой изучение области управленческих (менеджерских) компетенций. Эта область интересна по нескольким причинам, которые и способствовали ее популярности:
Большинство специалистов исходит из того, что управленческие компетенции одинаковы в разных областях управления, а различия могут быть обусловлены в большей степени уровнем должности, чем спецификой деятельности организации.
Практически все (и исследователи, и сами менеджеры) понимают, что существует «барьер перехода» в ситуации, когда профильный специалист становится руководителем. Преодолевать этот барьер в большинстве случаев приходится в одиночку, в организациях далеко не всегда существуют четкие механизмы помощи начинающим руководителям, и идея компетенций должна здесь играть ведущую роль.
Ошибки при подборе и продвижении руководителей приводят к большим финансовым потерям для организации, поэтому исследования в области управленческих компетенций имеют хорошую перспективу с точки зрения выделения бюджетов в области управления человеческими ресурсами.
Идеи управленческих компетенций уже используются в органах государственной власти и управления, технологиями оценки компетенций занимаются гражданские специалисты и военнослужащие разных стран. К 2000 году в большинстве экономически развитых государств приняты соответствующие законы и разработаны механизмы оценки результатов управления именно на основании моделей компетенций. Подобная институализация идеи свидетельствует о признании ее значимости и несомненной связи с современными представлениями об эффективности деятельности.
Про управленческие компетенции, кажется, все рассказали авторы, ставшие классиками именно благодаря своему интересу к проблематике компетенций менеджеров. Достаточно остановиться на нескольких именах, известных российским специалистам благодаря выходу в переводе на русский язык самых интересных изданий. Среди них - Ричард Бояцис (R.E.Boyatzis), рассказавший впервые о том, в чем заключаются компетенции менеджера, Джон Равен (J.Raven), открывший компетенций для государственного сектора, Адриан Фарнем (A.Furnham), объяснивший природу и сущность некомпетентности в управлении, Стив Уидетт и Сара Холлифорд (S.Whiddett & S.Hollyforde), давшие четкие указания по методологии применения идеи компетенций в оценке и развитии менеджеров. Любая попытка рассказать что-нибудь еще про управленческие компетенции, на первый взгляд, обречена на провал, так как во многом будет походить на изобретение велосипеда.
Оправданием автору данного исследования могут служить несколько соображений:
Человеческий потенциал становится самым мощным энергоресурсом любой компании, а управление им оказывается наиболее значимым элементом менеджмента. Профессионалы все больше осознают, что они, а не только их руководители, несут ответственность за развитие организации, рост ее эффективности, динамику ее конкурентоспособности на профильном рынке. Признание этой ответственности требует создания новых технологий и инструментов управления, а представления о компетенциях позволяют сделать эти технологии наиболее демократичными. Раскрытие этого тезиса – одна из задач данной работы.
Современные условия деятельности большинства специалистов характеризуются как неопределенность, неустойчивость, непредсказуемость контекста – экономического, финансового, технологического, организационного. Для того, чтобы управлять эффективностью, необходимо создавать ориентиры для сотрудников, занимающих различные организационные позиции. Идея компетенций и служит, прежде всего, формированию нового понимания рабочей ситуации, которое может быть транслировано персоналу всех организационно-управленческих уровней. Представленные в книге модели управленческих компетенций позволят обнаружить, что именно для разных организаций и разных стран выступает в качестве ключевых ориентиров.
Несмотря на необходимость внесения четкости и ясности, современный язык менеджмента все больше отходит от системы строгих понятий и насыщается нестрогими, нечетко определенными конструктами. Управление действиями сотрудников сменяется управлением представлениями, и введение таких понятий как «стратегия», «видение», «миссия» сигнализирует о необходимости изменений критериев оценки деятельности, о потребности в некоем новом качестве, которое должно быть сформировано, реализовано и может быть оценено. В этой связи раскрытие «компетенций» и «компетентности» как особых конструктов позволяет обнаружить содержательные характеристики этого нового качества профессиональной деятельности. Автор работы предполагает, что этим качеством является ориентация на интересы другого лица, а представления о компетенциях призваны закрепить его в системе представлений профессионалов о сущности их деятельности.
Перечисленные основания показались достаточными для того, чтобы предложить специалистам в области управления человеческими ресурсами и всем, интересующимся вопросами современного менеджмента, бóльшую часть материалов, включенных в данную книгу. Дополнительным стимулом выступил собственный опыт преподавателя и консультанта, позволивший увидеть в теме управленческих компетенций отдельные лакуны, которые оказались любопытными, как с точки зрения теоретического изучения, так и с позиций практического применения в проектах развития управленческих компетенций.
Современные исследования в области менеджмента носят интегральный характер, в них тесно сплетаются идеи, рожденные в недрах разных наук. Экономисты в основном изучают компетенции организаций, но активно исследуют управленческие компетенции именно с точки зрения поиска оснований организационной эффективности. Психологи исследуют компетенции менеджеров, определяя факторы их формирования, их интересует, в первую очередь, личностный аспект компетенций и возможности самоуправления компетенциями как собственным потенциалом. Андрогоги формируют современные программы развития компетенций, создавая новые форматы обучения взрослых людей. Разнообразие подходов и принадлежность концепций к различным областям научного знания во многом затрудняет практическое решение задач развития организационной эффективности, которыми заняты руководители различных уровней и специалисты по управлению человеческими ресурсами. Их запрос заставляет интегрировать исследования, относящиеся к разным зонам научного интереса, и создавать общие подходы, которые невозможно атрибутировать в точности ни к одной традиционной науке. Так в работах М.А.Хьюзлида (M.A.Huselid) и Д.Ульриха (D.Ulrich) тесно переплетается социальная философия и экономика, в исследованиях П.Друкера (Drucker P.) – экономика философия и культурология, в работах Дж.П.Ходкинсона и П.Сперроу (J.P.Hodgkinson & P.Sparrow) – экономика и психология. Основная идея данной книги – показать разнообразие представлений об управленческих компетенциях, которые сложились в разных областях научного знания и практики, и найти «точки сборки» различных подходов к использованию имеющегося опыта.
Исследователи, чьи работы легли в основу предлагаемого читателям повествования, сходятся в одном. Современное управление представляет собой сферу концептуального осмысления действительности. Концепции лежат в основе принимаемых решений, представления о ситуации и интерпретация действительности лежат в основании направленности не только индивидуальных, но и организационных действий. Организации, становясь интеграторами деятельности, выступают одновременно как пространства и как субъекты когнитивных построений, определяющих конечный результат работы, выраженный в продуктах и форматируемый в услугах.
Сегодня невозможно описывать деятельность людей в отрыве от исследования задач, решаемых организациями, в которых они работают. Вот почему в нашей работе так тесно переплетаются экономика, культурология, социальная философия, психология, педагогика – все те науки, которые внесли неоценимый вклад в формирование и развитие теории управленческих компетенций.
Предлагаемое читателям исследование состоит из нескольких частей. В первой части представлен обзор актуальных проблем управления организациями и анализ управления деятельностью персонала в современных условиях. Предложен к рассмотрению ряд факторов, влияющих на смыслы управления и определение критериев его эффективности. Нарастающая значимость позиции руководителей низового и среднего звена управления подвергает сомнению устоявшиеся подходы и технологии менеджмента, в том числе – в области управления человеческими ресурсами, и ставит новые задачи. Анализ современных управленческих реалий позволяет увидеть смысл введения представлений о компетенциях в широкую управленческую практику.
Во второй части книги обсуждается история исследований компетенций с точки зрения значимости этой проблемы в развитии представлений о деятельности субъекта и ее эффективности. Здесь внимание уделено тем вопросам, которые наиболее остро обсуждаются в связи с использованием идеи компетенций и формированием компетентностного подхода. Сравнение традиций рассмотрения компетенций, сложившихся в разных странах, позволяет обнаружить не только общие и различающиеся черты концепций и теорий, но и оставшиеся в тени существенные стороны исследования данной проблематики.
Центральная часть книги отведена анализу различных моделей управленческих компетенций и практике их использования. Читателям представляется обзор технологий определения управленческих компетенций, история выделения основных компетенций, анализ основных моделей компетенций, предлагаемых ведущими консалтинговыми компаниями, и моделей, применяемых в системах государственной гражданской и военной службы, муниципального управления.
Самостоятельный раздел посвящен проблемам развития управленческих компетенций и построению программ корпоративного обучения. Этот раздел содержит как анализ существующей практики в области развития управленческих компетенций, так и результаты собственных исследований автора. Представлены отдельные технологии развития компетенций руководителей среднего звена крупных и средних отечественных компаний в рамках корпоративных программ управленческого развития.
Стремление представить читателям наиболее полный обзор проблем исследования и использования управленческих компетенций выражено в большом объеме ссылок на конкретные данные, полученные в разных странах, особенно – на те, которые опубликованы в последнее десятилетие. Так как большинство из них остается неизвестными широкому кругу отечественных специалистов, ссылки на все первоисточники даются посредством указания на авторов, фамилии которых представлены в изначальном (английском, французском, немецком, шведском, финском) написании. В случае если книга или статья переведена на русский язык, указание на переводное издание дается в сноске на соответствующей странице.
Издание адресовано исследователям проблем компетенций и специалистам в области управления человеческими ресурсами, а также всем, кого идея компетенций не оставляет равнодушными.
Автор выражает признательность всем участником программ оценки и развития управленческих компетенций, с которыми довелось работать в период 2007-12 годов, и всем специалистам, готовым продолжить обсуждение сложных проблем управленческих компетенций в дальнейших дискуссиях.
РАНХиГС, Северо-Западный институт управления. 2012
© Кудрявцева Е.И., 2012

/

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ ЗДЕСЬ