Вы здесь

Компетенции и менеджмент. Заключение

Для библиографических ссылок:
Кудрявцева Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций. Монография. / Е.И. Кудрявцева — СПб: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2012. — 340 с.
Заключение — С. 311—313.
. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современность пронизана новыми представлениями о том, что казалось устоявшимся и неизменным еще двадцать лет назад. В поисках новых источников эффективности организации вынуждены обращаться к тому, в чем ранее никто бы не увидел основного стратегического ресурса – к когнитивным моделям интерпретации и осмысления действительности. Такие понятия как «видение» и «тренд» ясно показывают, в чем современники видят источники создания новых ценностей. Собственно материальная сторона результатов любой работы уже не может служить единственным измерителем успеха, всех интересует не только что именно сделано, важно, как это выглядит.
Сотрудники большинства организаций превращаются в «новых служащих» по меткому определению, которое дал P.Drucker, в основных производителей новых форм благ, в которых аксиологическая составляющая становится центральной характеристикой. Создавая новые формы стоимости, сотрудники и себя рассматривают как ценность, и не готовы к тому, чтобы по отношению к ним были применены прежние подходы «прямого управления». Управление деятельностью в современных условиях все больше связано с управлением теми смыслами, которыми руководствуются люди в своей работе.
Анализируя современные подходы к управлению человеческими ресурсами, мы обнаружили, что концепция компетенций оказывается в центре внимания, она собирает вокруг себя и в себе взгляды и представления специалистов, ориентированных на разные предметные области – от экономистов и юристов до психологов и культурологов. Идея компетенций быстро захватила пространство менеджмента и ввела в него уже не на подчиненных, а на первых ролях понятия из гуманитарной области.
Компетенции стали предметом обсуждения и объектом измерения, компетенции становятся центром дискуссии и точкой отсчета в построении механизмов образования и подготовки специалистов, обнаружении источников конкурентного преимущества, представлениях о качестве жизни. Интерес, который вызвала идея компетенций, трудно сравнить с чем-то еще, преобразование представлений людей в связи с появлением концепции компетенций можно сравнить только с прорывом, который был совершен в связи с формированием представлений о мотивации на рубеже XIX и XX веков или созданием конвейера.
Став средоточием представлений о производительной силе, компетенции, тем не менее, остаются не до конца разгаданной загадкой менеджмента. Ответы на вопрос о том, что такое компетенции, стали самостоятельным объектом изучения. Поиск компетенций привел к созданию новых технологий и появлению новой, еще не до конца осмысленной социальной феноменологии.
Ответ, который следует из представленного в книге материала, формулируется парадоксально. Компетенции – это представления о компетенциях, отличающиеся у различных людей, выступающих в качестве заказчиков получения конкретного результата. Соответственно, менеджмент компетенций заключается в направленных изменениях этих представлений, формировании единого видения, позволяющего людям, имеющим различный статус в конкретной ситуации, договариваться, приходить к единому пониманию и строить конструктивное взаимодействие.
Когнитивный подход, избранный нами для анализа разнообразных проявлений компетентностного движения в организациях, позволил пролить некоторый свет на то, как формируется идея компетенций в организациях и как она может изменить управленческое пространство. Направляя когнитивные усилия на обнаружение предметов управления, современные менеджеры оказывают когнитивное воздействие в адрес всех участников управленческой ситуации. В том случае, когда адресатами этого воздействия становятся руководители, относящиеся к стратегическому уровню управления организацией, возникает новый элемент когнитивной эффективности. Традиционное рассмотрение позиции менеджера как ориентации на работу с подчиненными, использование представлений о необходимости обучать других людей и развивать их дополняется пониманием того, что когнитивное воздействие распространяется по организационной сети во всех направлениях, а его скорость так высока, что позволяет совершать карьерные взлеты, о которых ранее никто и не мечтал.
Новые представления всегда свидетельствуют о коренных преобразованиях. Введение понятий «компетенция» и «компетентность» в язык управления и образования, в речь руководителя высокого уровня и рядового работника, в формальные тексты и бытовые описания показывает, что смещаются границы между некогда строго разделяемыми мирами – профессиональной подготовки и профессиональной реализации, управления и исполнения, работы и остальной жизни. Нечеткий, лишенный конкретных понятий, метафоричный язык современного менеджмента говорит о том, что представления об управлении переживают еще не до конца осмысленную метаморфозу. Концепция компетенций показывает, что менеджмент все менее воспринимается как самостоятельный вид деятельности или профессия. Благодаря идее компетенций все более проясняется, что менеджмент – это особый модус жизни, позволяющий создавать ее новое качество и развивать ее ценность, а менеджеры – это не особая каста профессионалов, а все люди, способные принимать ответственность за развитие ситуации в условиях неопределенности. В этом смысле «быть компетентным» и «быть менеджером» становится эквивалентами, так как и то и другое означает готовность работать с представлениями других людей, корректировать и развивать их.
Компетенции становятся новым именем эффективности деятельности, ее когнитивным гарантом. Компетентные сотрудники оказываются новым проявлением человеческого потенциала организации, его новой формой, требующей новых способов его измерения. Технологии управления на основе компетенций оказываются новыми инструментами социальной ориентации, развивающей внимание к другим людям как необходимую основу деятельности в любой сфере. В этом – гуманитарный пафос идеи компетенций, ее энергия, которая создает новые импульсы развития деятельности во всех профессиональных сферах.
© РАНХиГС, Северо-Западный институт управления. 2012
© Кудрявцева Е.И., 2012
/